Кылтовский монастырь

Фонд «Воздвижение креста»

Обитель возрождения

Обитель возрождения (сентябрь 2010) » Официальная информация » О нас пишут »

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/31013

17 сентября 2010 года Обитель возрождения

/ Удастся ли благотворительным организациям вернуть Кылтовскому Крестовоздвиженскому монастырю былое великолепие и славу

 

1.jpgСеверная Фиваида. Так называли российский Север до Октябрьской революции из-за большого количества расположенных здесь монастырей. В это ожерелье православных монашеских обителей с прекрасными архитектурными комплексами входили и Троице-Стефано-Ульяновский мужской и Кылтовский Крестовоздвиженский монастыри на территории
Коми края.

Расцвет обоих пришелся на конец ХIХ – начало ХХ века. Затем их ждала общая с другими культовыми объектами судьба: экспроприация, разрушение, забвение… В начале 90-х годов забрезжил свет в конце тоннеля – началось возрождение сохранившихся памятников. Но этот процесс оказался трудным и долгим. За 20 последних лет в Кылтовском Крестовоздвиженском монастыре, некогда впечатлявшем, кроме всего прочего, изысканным архитектурным ансамблем, изменилось немногое, во многих его уголках продолжает царить запустение.

Все, кто причастен к возрождению этой обители, надежды возлагают на недавно созданный фонд «Воздвижение креста» и приступивший к деятельности Кылтовский духовно-оздоровительный комплекс.

Сегодня в Коми действуют три мужских и четыре женских монастыря. Но лишь Кылтово взяли под свою опеку благотворительные организации. Каковы шансы вернуть былое великолепие монастырским храмам, реально ли в нынешних условиях сделать этот уголок республики привлекательным для паломников и туристов? Поиск ответов на эти вопросы позвал в дорогу.

Златоглавый островок

5.jpgГодом основания Кылтовского монастыря стал 1878-й. Это была первая женская обитель на территории Коми края. Ее отец-основатель, архангельский купец Афанасий Булычев, лично провел весь комплекс необходимых хлопотных утрясок с церковными и светскими властями, заручился согласием Синода. Место возле речки Кылтовки, облюбованное им для строительства монастыря, уже издавна было отмечено большим деревянным крестом. В XVIII веке здесь подвизался православный отшельник Василий Пестерев. Заблудившиеся путники как-то вышли на место, где стоял памятный крест. С этой поры оно получило название Крестового стана. Крестовоздвиженским впоследствии стал именоваться и монастырь.

Первое производство, которое основал А.Булычев возле Кылтовки, было кирпичное. На небольшом заводе изготовили десятки тысяч кирпичей для монастырских стен, парадных ворот, сестринского корпуса и главной достопримечательности этого места – большого храма в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

7.jpgСтроительство обители велось не наобум, а с привлечением профессиональных губернских архитекторов. Каменные здания за высокими стенами перемежались со множеством деревянных строений. По воспоминаниям современников создания монастыря, выросший в центре тайги городок поражал и взор, и воображение. Слава о златоглавых церквях посреди пармы перешагнула границы Зырянского края. Многочисленных паломников привлекали и расцветшие под монастырскими сводами ремесла.

В иные годы число насельниц в Кылтово доходило до 200. Каждой находилось дело по способностям и талантам. Именно здесь впервые в Коми крае были открыты золотошвейная и иконописная мастерские, монахини освоили производство изысканной мебели, изготавливали предметы обихода из соломки. В «передовом» монастыре существовало даже такое необычное для женщин в черном одеянии послушание, как фотография. Поэтому и осталась серия качественных снимков, запечатлевших дореволюционную жизнь обители.

И вырос, и развивался монастырь исключительно на пожертвования меценатов и прихожан. О великолепии убранства кылтовских храмов и иконостасов красноречиво говорит такой факт. С 1917 года на несколько лет растянулась экспроприация из Кылтово монастырских ценностей. Лишь золота и серебра, согласно архивным документам, отсюда вывезли восемь возов. Вся эта роскошь до изъятия служила украшением икон.

Особенно много драгоценностей прихожане жертвовали чудотворной иконе Богоматери Федоровской, написанной с реликвии, принадлежащей семье Романовых. А деревянный крест, когда-то обозначавший месторасположение Крестового стана, был украшен сотней золотых роз, золотым голубем, 94 бриллиантами. Эти же дары впоследствии и позволили нынешним монахиням заново обрести крест-святыню.

Потери и обретения

4.jpgОтыскался крест на могиле последней настоятельницы монастыря игуменьи Ермогены. После выдворения из Кылтово она обреталась в селе Половники. Когда матушка умерла, кто-то установил на ее могиле большой, старый, совершенно «голый» крест. То, что он когда-то служил предметом поклонения, подсказали маленькие гвоздики, испещрившие доски. На них раньше подвешивались в церкви дары прихожан. Теперь этот крест вновь находится в Кылтовском монастыре. Специальный крипт построен на монастырском кладбище и для возвращенных сюда мощей настоятельницы Ермогены.

Возрождение монастырской жизни в Кылтово началось с лета 1995 года. Его нынешняя игуменья Стефанида об этом рассказывает так: «В Ульяновском монастыре прошли «курс молодого бойца». Затем нас, группу монахинь, снабженную матрацами, посадили в автобус, привезли сюда. В бывших сестринских корпусах еще располагались квартиры, жили люди. Мы прямиком в храм Зосимы и Савватия. А тут – клуб. Первое, что бросилось в глаза, – колченогий бильярдный стол, а на нем початая бутылка водки. Культурно отдыхающая публика от нашего вторжения опешила. Но и нам деваться некуда, к тому же храм официально был уже передан епархии. Стали обживать его, заодно налаживать отношения с местными жителями».

За прошедшие 15 лет, как считает игуменья, малыми силами удалось многое сделать. Из запустения спасли храм, теперь здесь проводятся церковные службы. Над главным куполом воздвигнут крест, идет подготовка к поднятию еще четырех маковок. В сестринском корпусе обустроены еще два храма. Монахини обжили и два деревянных амбара, оставшихся в наследство от дореволюционных предшественниц. Возле них возделаны огороды. В монастырском хлеву – две коровы, дюжина кур. Молитвенная и хозяйственная деятельность полностью поглощает и время, и силы десяти живущих здесь монахинь.

Храм стал темницей

А после закрытия монастыря еще до 1923 года монахини оставались в монастыре. Но затем сельскохозяйственную общину здесь расформировали, большинство сестер арестовали. Одна из них, Елизавета (Ярыгина), примкнула к православной общине села Выльгорт, отсюда же попала за решетку, в тюрьме ее расстреляли. Сейчас она – единственная женщина из Коми края, прославленная церковью в лике святой.

С этими трагическими годами связано и появление лиственничной аллеи напротив Серегово, на развилке, ведущей к Кылтовскому монастырю. Шеренги вымахавших деревьев были посажены в 20-е годы. Нынешняя игуменья монастыря Стефанида как-то подсчитала деревья. Их оказалось 91. Именно столько насельниц и насчитывалось в Кылтово перед закрытием обители. Этот необычный памятник стал местом монастырского подворья – напротив аллеи сейчас высится небольшая деревянная часовня.

В год великого перелома, 1929-м, Кылтово стало одним из островков ГУЛАГа. Кулаки, ссыльные немцы, польские солдаты и офицеры... Кого только не перевидели почти за 30 лет монастырские стены! Храм Зосимы и Савватия стал тюрьмой. Изнутри почти до потолочного свода нарастили из бревен и стропил «висячие» этажи. Там и коротали ночи заключенные. Леса-этажи внутри церкви в Кылтово сохранились до наших дней. Возможно, это единственный гулаговский лагерь, дошедший в таком, почти «первозданном» виде.

На круги своя

3.jpgПроблемы Кылтово видны, что называется, невооруженным глазом. Монастырь, как известно, предполагает строгую, уединенную жизнь. Но здесь границы, разделяющие сестринскую обитель и село, полностью размыты. Между зданием, где живут насельницы, и храмом Зосимы и Савватия разместилась целая улица однотипных из силикатного кирпича «совхозных» домов. Напротив сестринского корпуса идет оживленная торговля из заехавшей автолавки. Огороды, засаженные сестрами картошкой и свеклой, соседствуют с приусадебными участками сельчан. А возле святого колодца, обустроенного недавно монахинями и увенчанного маковкой с крестом, бродят собаки и точит рога пасущийся на вольном выпасе козел.

Консультант фонда «Воздвижение креста» Виктор Микулко ведет нас к каменной монастырской ограде. Вернее, к тому, что от нее осталось. Двое рабочих откапывают остовы давно сломанных монастырских стен. Наш гид рассказывает, что именно с этих земляных работ фонд фактически и начал осуществление своей деятельности. Почему? Ответ прост. Без определения точных границ монастыря невозможно и наметить, и осуществить дальнейшие планы. Что такое для монастыря стены? Это – его исконная, историческая часть. Землю, окруженную стеной, когда-то у государства выкупил основатель обители Афанасий Булычев.

В середине 90-х годов, на гребне передачи культовых зданий церкви, монастырские постройки в Кылтово возвратили вновь возрождающемуся монастырю. Об этом есть соответствующие постановления и Госсовета РК, и Минимущества. Но передача оказалась формальной, без проведения необходимого межевания, отвода земли. Главная проблема в том, что на исторически закрепленной за монастырем территории продолжают жить люди, их никуда отсюда не переселили.

Совхоз, существовавший в Кылтово, уже давненько приказал долго жить. Разъехалось и большинство жителей. Дома, за редким исключением, пустуют. Но многие кылтовцы, покинувшие родные места, продолжают иметь по сути монастырскую (!) прописку.

«Нонсенс? – вопрошает В.Микулко и сам же отвечает: – Конечно, это ненормально. Мы сейчас как раз занимаемся документами по отводу земли. И одновременно вспахали бывшие монастырские стены. Именно вспахали. А как иначе без трактора с плугом можно определить их расположение?»

Археология с применением тяжелой техники, судя по всему, дала хороший результат. Она позволила обнаружить остатки кирпичной кладки и положенные у стен монастыря большие каменные валуны. Причем удалось воссоздать каменную ограду по всему периметру монастыря. Получился большой круг размером почти с километр. Небольшая часть стены в этом году уже возведена заново. Завезенная партия кирпичей позволит продолжить работы по установлению и закреплению границ монастыря.

Для паломников и волонтеров

6.jpgДеятельность фонда «Воздвижение креста» началась чуть больше года назад. За это время, по словам В.Микулко, наверняка можно было сделать гораздо больше. Если бы не уйма времени и сил, ушедшие на то, чтобы отреагировать на предписания противопожарных служб. Как известно, от монахинь Кылтовского монастыря в минувшее лето они потребовали покинуть принадлежащий им сестринский корпус как не отвечающий требованиям для проживания. Игуменья Стефанида попросила членов фонда помочь отрегулировать вопрос. Они выиграли несколько судебных процессов, а также провели ряд работ в сестринском корпусе. Поэтому не успели довести до готовности примыкающее к нему крыло, в котором запланировано разместить Кылтовский духовно-оздоровительный центр. Работы здесь сейчас в самом разгаре. Стены и потолки покрывают современными изоляционными материалами. На очереди – перекладка печей, благоустройство помещений.

Духовно-оздоровительный центр, созданный при фонде, призван вовлечь в возрождение Кылтовского монастыря как можно больше людей. Посильная работа будет перемежаться с отдыхом на фоне красивых пейзажей, у живописной реки Кылтовки. Для приезжающих сюда людей, решивших совместить приятное с полезным, и благоустраиваются помещения. Для них же предназначена разрабатываемая культурно-познавательная программа.

До сих пор подвалы главной кылтовской достопримечательности, храма Зосимы и Савватия, были замурованы, завалены мусором. И лишь недавно члены фонда полностью их очистили. В гулаговское время эти каменные мешки служили карцером для ослушавшихся. А еще раньше здесь размещался главный источник тепла для всего огромного здания. Из большой печи по встроенным в стенах дымоходам тепло подавалось во весь храмовый корпус. Усовершенствованная и в то же время простая система теплоподачи, которая открылась под грудой мусора, достойна изучения и показа.

В обширных подвалах, по словам В.Микулко, можно будет разместить музей. Его организация и открытие тоже значатся в перспективных планах фонда. Особое место в этой экспозиции должны занять материалы о судьбе монастыря в годы гонений. Крестный путь его насельниц разделили и тысячи людей, в разные годы становившиеся невольниками лагеря в Кылтово. Известно, что здесь, в лагерной больнице, устроенной в сохранившейся надвратной церкви, последние дни провел еще один канонизированный Русской православной церковью в лике святого иерей – митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). С Украины приезжали сюда его духовные чада в надежде обрести мощи новомученика. Но ни одного лагерного погоста в окрестностях Кылтово не сохранилось. Приезжавший недавно сюда председатель республиканского фонда жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев обещал оказать помощь в поиске материалов и создании музея.

Музеем в миниатюре можно назвать сейчас коридор в сестринском корпусе монастыря. Там размещены фотографии и картины, рассказывающие о его дореволюционном прошлом. А также полотна нынешних насельниц монастыря. Двое из них создают картины в стиле «наив», которые экспонировались два года назад в Сыктывкаре на первой выставке «наивного искусства».

Дары и дарители

Своеобразные художественные сокровищницы – два домовых храма, действующих в монастыре. Несколько икон в их иконостасах считаются чудотворными, к ним приезжают паломники из разных мест. Взамен утерянной в годы гонений святыни – иконы Божьей Матери Федоровской здесь теперь есть ее копия. Эту икону старого письма изъяли при досмотре таможенники, а первый Глава республики Юрий Спиридонов передал ее в Кылтовский монастырь. Экс-глава региона подарил женской обители еще несколько икон, в их числе и очень оригинальную, выполненную в технике лоскутного шитья.

В иконостасе есть и икона, переданная монастырю в дар бывшим генеральным директором «Севергазпрома» Василием Подюком. Вообще, иконостасы этой обители поражают не только обилием образов, но и разнообразной техникой, в которой они выполнены. Деревянные скульптуры, написанные темперой и маслом, вышитые, тканые... На большинстве икон изображена небесная заступница Кылтовской обители – Богородица.

Монахини уже давно собирают материалы об основателе и попечителе монастыря купце А.Булычеве, планируют увековечить в Кылтово память о нем. Недавно здесь появились копии двух икон, принадлежавших роду Булычевых и хранящихся в музеях Кирова. А буквально в эти дни удалось установить судьбы детей Афанасия Булычева. Двое из них умерли в расцвете лет. Старшая дочь купца Анна Афанасьевна Беляевская в 1902 году, после смерти отца, руководила строительством Зосима-Савватиевского храма в Кылтово, щедро жертвовала на монастырь и другие храмы Коми края. В 1919 году она с семьей вынуждена была эмигрировать в Англию, где, по всей видимости, и закончила свои земные дни. Вместе с ней уехала и внучка Афанасия Булычева – Мария Гурылева, дочь его дочери Александры. За рубежом Мария Гурылева окончила балетную школу, танцевала на лучших сценических площадках Парижа и других европейских городов. Материалы о потомках купеческой семьи тоже планируется отразить в музейном комплексе.

Под сенью креста

8.jpgФонд «Воздвижение креста» объединил горстку людей, искренне считающих, что Кылтово, как никакое другое место в Коми, достойно возрождения. Сюда вошли как люди с жизненным опытом, так и молодежь. Виктор Микулко, к примеру, работал водителем, учителем, заведующим РОНО... В Кылтово трудятся сами члены фонда и привлекаемые ими волонтеры. Открыт специальный расчетный счет. Собранные на нем средства планируется направить на создание в Кылтово детского оздоровительного лагеря, центра реабилитации, богадельни для одиноких и престарелых женщин и инвалидов.

Благотворительную миссию монастырь осуществляет уже много лет в стенах подворья, открытого в Сыктывкаре. Ежедневно сюда за бесплатными обедами выстраивается очередь от 60 до 120 человек. Игуменья Стефанида почти всегда лично в городских магазинах покупает хлеб – около 12 буханок, нередко сама и готовит, и прислуживает за столом. Ее наблюдения о подопечных – это своего рода социологическое исследование.

«Принято считать, – рассказывает матушка Стефанида, – что за бесплатными обедами приходят лишь бездомные, опустившиеся люди. Это не так. Нередко нужда заставляет стать нашими завсегдатаями и обыкновенных пожилых горожан, а еще студентов. Бывает, у нас обедают сельчане, приехавшие в город по делам и не рассчитавшие своих скромных средств. За 12 лет, как мы начали предлагать бесплатные обеды, уже сменилось четыре категории бездомных. Очутившись на улице, человек выдерживает от силы года три. Сколько их через нашу столовую прошло... Одни умерли скоропостижно, другие замерзли, третьих убили. За тех, чьи имена знаем, мы молимся. Наша давняя мечта – устроить при монастыре богадельню. Не только давать бесплатные обеды, но и ухаживать за немощными, попавшими в переплет людьми, исцелять их духовно».

Пока в Кылтово малолюдно и тихо. Но несколько раз в месяц сюда уже стабильно наведываются экскурсанты. Если первые группы паломников и волонтеров в Кылтово приходилось набирать через интернет, то теперь график посещения монастыря расписан на месяц вперед. Большое мероприятие здесь планируется провести 27 сентября в честь праздника Воздвижения креста и 15-летия со дня возобновления деятельности Кылтовского монастыря. Центральное место в праздновании займет освящение креста на территории монастыря. Он будет установлен на том самом месте, где возвышался до революции. Определить эту точку удалось, объединив усилия монастырских насельниц и членов фонда «Воздвижение креста».

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.


Банковские реквизиты фонда «Воздвижение креста»:

Расчетный счет 40703810600060000015 в Филиале КБ «Роспромбанк» (ООО) в г.Сыктывкаре

БИК 048702731

к/с 30101810500000000731 в ГРКЦ НБ Респ. Коми Банка России г.Сыктывкар

ОГРН 1027739091280

ИНН 7724192564

КПП 110102001

ОКПО 40819841

ОКВЭД 65.12

При перечислении средств в поле «Назначение платежа» указать «Благотворительные пожертвования».

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/31013

17 сентября 2010 года Обитель возрождения

/ Удастся ли благотворительным организациям вернуть Кылтовскому Крестовоздвиженскому монастырю былое великолепие и славу

Северная Фиваида. Так называли российский Север до Октябрьской революции из-за большого количества расположенных здесь монастырей. В это ожерелье православных монашеских обителей с прекрасными архитектурными комплексами входили и Троице-Стефано-Ульяновский мужской и Кылтовский Крестовоздвиженский монастыри на территории
Коми края.

Расцвет обоих пришелся на конец ХIХ – начало ХХ века. Затем их ждала общая с другими культовыми объектами судьба: экспроприация, разрушение, забвение… В начале 90-х годов забрезжил свет в конце тоннеля – началось возрождение сохранившихся памятников. Но этот процесс оказался трудным и долгим. За 20 последних лет в Кылтовском Крестовоздвиженском монастыре, некогда впечатлявшем, кроме всего прочего, изысканным архитектурным ансамблем, изменилось немногое, во многих его уголках продолжает царить запустение.

Все, кто причастен к возрождению этой обители, надежды возлагают на недавно созданный фонд «Воздвижение креста» и приступивший к деятельности Кылтовский духовно-оздоровительный комплекс.

Сегодня в Коми действуют три мужских и четыре женских монастыря. Но лишь Кылтово взяли под свою опеку благотворительные организации. Каковы шансы вернуть былое великолепие монастырским храмам, реально ли в нынешних условиях сделать этот уголок республики привлекательным для паломников и туристов? Поиск ответов на эти вопросы позвал в дорогу.

 

Златоглавый островок

Годом основания Кылтовского монастыря стал 1878-й. Это была первая женская обитель на территории Коми края. Ее отец-основатель, архангельский купец Афанасий Булычев, лично провел весь комплекс необходимых хлопотных утрясок с церковными и светскими властями, заручился согласием Синода. Место возле речки Кылтовки, облюбованное им для строительства монастыря, уже издавна было отмечено большим деревянным крестом. В XVIII веке здесь подвизался православный отшельник Василий Пестерев. Заблудившиеся путники как-то вышли на место, где стоял памятный крест. С этой поры оно получило название Крестового стана. Крестовоздвиженским впоследствии стал именоваться и монастырь.

Первое производство, которое основал А.Булычев возле Кылтовки, было кирпичное. На небольшом заводе изготовили десятки тысяч кирпичей для монастырских стен, парадных ворот, сестринского корпуса и главной достопримечательности этого места – большого храма в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.

Строительство обители велось не наобум, а с привлечением профессиональных губернских архитекторов. Каменные здания за высокими стенами перемежались со множеством деревянных строений. По воспоминаниям современников создания монастыря, выросший в центре тайги городок поражал и взор, и воображение. Слава о златоглавых церквях посреди пармы перешагнула границы Зырянского края. Многочисленных паломников привлекали и расцветшие под монастырскими сводами ремесла.

В иные годы число насельниц в Кылтово доходило до 200. Каждой находилось дело по способностям и талантам. Именно здесь впервые в Коми крае были открыты золотошвейная и иконописная мастерские, монахини освоили производство изысканной мебели, изготавливали предметы обихода из соломки. В «передовом» монастыре существовало даже такое необычное для женщин в черном одеянии послушание, как фотография. Поэтому и осталась серия качественных снимков, запечатлевших дореволюционную жизнь обители.

И вырос, и развивался монастырь исключительно на пожертвования меценатов и прихожан. О великолепии убранства кылтовских храмов и иконостасов красноречиво говорит такой факт. С 1917 года на несколько лет растянулась экспроприация из Кылтово монастырских ценностей. Лишь золота и серебра, согласно архивным документам, отсюда вывезли восемь возов. Вся эта роскошь до изъятия служила украшением икон.

Особенно много драгоценностей прихожане жертвовали чудотворной иконе Богоматери Федоровской, написанной с реликвии, принадлежащей семье Романовых. А деревянный крест, когда-то обозначавший месторасположение Крестового стана, был украшен сотней золотых роз, золотым голубем, 94 бриллиантами. Эти же дары впоследствии и позволили нынешним монахиням заново обрести крест-святыню.

 

Потери и обретения

Отыскался крест на могиле последней настоятельницы монастыря игуменьи Ермогены. После выдворения из Кылтово она обреталась в селе Половники. Когда матушка умерла, кто-то установил на ее могиле большой, старый, совершенно «голый» крест. То, что он когда-то служил предметом поклонения, подсказали маленькие гвоздики, испещрившие доски. На них раньше подвешивались в церкви дары прихожан. Теперь этот крест вновь находится в Кылтовском монастыре. Специальный крипт построен на монастырском кладбище и для возвращенных сюда мощей настоятельницы Ермогены.

Возрождение монастырской жизни в Кылтово началось с лета 1995 года. Его нынешняя игуменья Стефанида об этом рассказывает так: «В Ульяновском монастыре прошли «курс молодого бойца». Затем нас, группу монахинь, снабженную матрацами, посадили в автобус, привезли сюда. В бывших сестринских корпусах еще располагались квартиры, жили люди. Мы прямиком в храм Зосимы и Савватия. А тут – клуб. Первое, что бросилось в глаза, – колченогий бильярдный стол, а на нем початая бутылка водки. Культурно отдыхающая публика от нашего вторжения опешила. Но и нам деваться некуда, к тому же храм официально был уже передан епархии. Стали обживать его, заодно налаживать отношения с местными жителями».

За прошедшие 15 лет, как считает игуменья, малыми силами удалось многое сделать. Из запустения спасли храм, теперь здесь проводятся церковные службы. Над главным куполом воздвигнут крест, идет подготовка к поднятию еще четырех маковок. В сестринском корпусе обустроены еще два храма. Монахини обжили и два деревянных амбара, оставшихся в наследство от дореволюционных предшественниц. Возле них возделаны огороды. В монастырском хлеву – две коровы, дюжина кур. Молитвенная и хозяйственная деятельность полностью поглощает и время, и силы десяти живущих здесь монахинь.

 

Храм стал темницей

А после закрытия монастыря еще до 1923 года монахини оставались в монастыре. Но затем сельскохозяйственную общину здесь расформировали, большинство сестер арестовали. Одна из них, Елизавета (Ярыгина), примкнула к православной общине села Выльгорт, отсюда же попала за решетку, в тюрьме ее расстреляли. Сейчас она – единственная женщина из Коми края, прославленная церковью в лике святой.

С этими трагическими годами связано и появление лиственничной аллеи напротив Серегово, на развилке, ведущей к Кылтовскому монастырю. Шеренги вымахавших деревьев были посажены в 20-е годы. Нынешняя игуменья монастыря Стефанида как-то подсчитала деревья. Их оказалось 91. Именно столько насельниц и насчитывалось в Кылтово перед закрытием обители. Этот необычный памятник стал местом монастырского подворья – напротив аллеи сейчас высится небольшая деревянная часовня.

В год великого перелома, 1929-м, Кылтово стало одним из островков ГУЛАГа. Кулаки, ссыльные немцы, польские солдаты и офицеры... Кого только не перевидели почти за 30 лет монастырские стены! Храм Зосимы и Савватия стал тюрьмой. Изнутри почти до потолочного свода нарастили из бревен и стропил «висячие» этажи. Там и коротали ночи заключенные. Леса-этажи внутри церкви в Кылтово сохранились до наших дней. Возможно, это единственный гулаговский лагерь, дошедший в таком, почти «первозданном» виде.

 

На круги своя

Проблемы Кылтово видны, что называется, невооруженным глазом. Монастырь, как известно, предполагает строгую, уединенную жизнь. Но здесь границы, разделяющие сестринскую обитель и село, полностью размыты. Между зданием, где живут насельницы, и храмом Зосимы и Савватия разместилась целая улица однотипных из силикатного кирпича «совхозных» домов. Напротив сестринского корпуса идет оживленная торговля из заехавшей автолавки. Огороды, засаженные сестрами картошкой и свеклой, соседствуют с приусадебными участками сельчан. А возле святого колодца, обустроенного недавно монахинями и увенчанного маковкой с крестом, бродят собаки и точит рога пасущийся на вольном выпасе козел.

Консультант фонда «Воздвижение креста» Виктор Микулко ведет нас к каменной монастырской ограде. Вернее, к тому, что от нее осталось. Двое рабочих откапывают остовы давно сломанных монастырских стен. Наш гид рассказывает, что именно с этих земляных работ фонд фактически и начал осуществление своей деятельности. Почему? Ответ прост. Без определения точных границ монастыря невозможно и наметить, и осуществить дальнейшие планы. Что такое для монастыря стены? Это – его исконная, историческая часть. Землю, окруженную стеной, когда-то у государства выкупил основатель обители Афанасий Булычев.

В середине 90-х годов, на гребне передачи культовых зданий церкви, монастырские постройки в Кылтово возвратили вновь возрождающемуся монастырю. Об этом есть соответствующие постановления и Госсовета РК, и Минимущества. Но передача оказалась формальной, без проведения необходимого межевания, отвода земли. Главная проблема в том, что на исторически закрепленной за монастырем территории продолжают жить люди, их никуда отсюда не переселили.

Совхоз, существовавший в Кылтово, уже давненько приказал долго жить. Разъехалось и большинство жителей. Дома, за редким исключением, пустуют. Но многие кылтовцы, покинувшие родные места, продолжают иметь по сути монастырскую (!) прописку.

«Нонсенс? – вопрошает В.Микулко и сам же отвечает: – Конечно, это ненормально. Мы сейчас как раз занимаемся документами по отводу земли. И одновременно вспахали бывшие монастырские стены. Именно вспахали. А как иначе без трактора с плугом можно определить их расположение?»

Археология с применением тяжелой техники, судя по всему, дала хороший результат. Она позволила обнаружить остатки кирпичной кладки и положенные у стен монастыря большие каменные валуны. Причем удалось воссоздать каменную ограду по всему периметру монастыря. Получился большой круг размером почти с километр. Небольшая часть стены в этом году уже возведена заново. Завезенная партия кирпичей позволит продолжить работы по установлению и закреплению границ монастыря.

 

Для паломников и волонтеров

Деятельность фонда «Воздвижение креста» началась чуть больше года назад. За это время, по словам В.Микулко, наверняка можно было сделать гораздо больше. Если бы не уйма времени и сил, ушедшие на то, чтобы отреагировать на предписания противопожарных служб. Как известно, от монахинь Кылтовского монастыря в минувшее лето они потребовали покинуть принадлежащий им сестринский корпус как не отвечающий требованиям для проживания. Игуменья Стефанида попросила членов фонда помочь отрегулировать вопрос. Они выиграли несколько судебных процессов, а также провели ряд работ в сестринском корпусе. Поэтому не успели довести до готовности примыкающее к нему крыло, в котором запланировано разместить Кылтовский духовно-оздоровительный центр. Работы здесь сейчас в самом разгаре. Стены и потолки покрывают современными изоляционными материалами. На очереди – перекладка печей, благоустройство помещений.

Духовно-оздоровительный центр, созданный при фонде, призван вовлечь в возрождение Кылтовского монастыря как можно больше людей. Посильная работа будет перемежаться с отдыхом на фоне красивых пейзажей, у живописной реки Кылтовки. Для приезжающих сюда людей, решивших совместить приятное с полезным, и благоустраиваются помещения. Для них же предназначена разрабатываемая культурно-познавательная программа.

До сих пор подвалы главной кылтовской достопримечательности, храма Зосимы и Савватия, были замурованы, завалены мусором. И лишь недавно члены фонда полностью их очистили. В гулаговское время эти каменные мешки служили карцером для ослушавшихся. А еще раньше здесь размещался главный источник тепла для всего огромного здания. Из большой печи по встроенным в стенах дымоходам тепло подавалось во весь храмовый корпус. Усовершенствованная и в то же время простая система теплоподачи, которая открылась под грудой мусора, достойна изучения и показа.

В обширных подвалах, по словам В.Микулко, можно будет разместить музей. Его организация и открытие тоже значатся в перспективных планах фонда. Особое место в этой экспозиции должны занять материалы о судьбе монастыря в годы гонений. Крестный путь его насельниц разделили и тысячи людей, в разные годы становившиеся невольниками лагеря в Кылтово. Известно, что здесь, в лагерной больнице, устроенной в сохранившейся надвратной церкви, последние дни провел еще один канонизированный Русской православной церковью в лике святого иерей – митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк). С Украины приезжали сюда его духовные чада в надежде обрести мощи новомученика. Но ни одного лагерного погоста в окрестностях Кылтово не сохранилось. Приезжавший недавно сюда председатель республиканского фонда жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев обещал оказать помощь в поиске материалов и создании музея.

Музеем в миниатюре можно назвать сейчас коридор в сестринском корпусе монастыря. Там размещены фотографии и картины, рассказывающие о его дореволюционном прошлом. А также полотна нынешних насельниц монастыря. Двое из них создают картины в стиле «наив», которые экспонировались два года назад в Сыктывкаре на первой выставке «наивного искусства».

 

Дары и дарители

Своеобразные художественные сокровищницы – два домовых храма, действующих в монастыре. Несколько икон в их иконостасах считаются чудотворными, к ним приезжают паломники из разных мест. Взамен утерянной в годы гонений святыни – иконы Божьей Матери Федоровской здесь теперь есть ее копия. Эту икону старого письма изъяли при досмотре таможенники, а первый Глава республики Юрий Спиридонов передал ее в Кылтовский монастырь. Экс-глава региона подарил женской обители еще несколько икон, в их числе и очень оригинальную, выполненную в технике лоскутного шитья.

В иконостасе есть и икона, переданная монастырю в дар бывшим генеральным директором «Севергазпрома» Василием Подюком. Вообще, иконостасы этой обители поражают не только обилием образов, но и разнообразной техникой, в которой они выполнены. Деревянные скульптуры, написанные темперой и маслом, вышитые, тканые... На большинстве икон изображена небесная заступница Кылтовской обители – Богородица.

Монахини уже давно собирают материалы об основателе и попечителе монастыря купце А.Булычеве, планируют увековечить в Кылтово память о нем. Недавно здесь появились копии двух икон, принадлежавших роду Булычевых и хранящихся в музеях Кирова. А буквально в эти дни удалось установить судьбы детей Афанасия Булычева. Двое из них умерли в расцвете лет. Старшая дочь купца Анна Афанасьевна Беляевская в 1902 году, после смерти отца, руководила строительством Зосима-Савватиевского храма в Кылтово, щедро жертвовала на монастырь и другие храмы Коми края. В 1919 году она с семьей вынуждена была эмигрировать в Англию, где, по всей видимости, и закончила свои земные дни. Вместе с ней уехала и внучка Афанасия Булычева – Мария Гурылева, дочь его дочери Александры. За рубежом Мария Гурылева окончила балетную школу, танцевала на лучших сценических площадках Парижа и других европейских городов. Материалы о потомках купеческой семьи тоже планируется отразить в музейном комплексе.

 

Под сенью креста

Фонд «Воздвижение креста» объединил горстку людей, искренне считающих, что Кылтово, как никакое другое место в Коми, достойно возрождения. Сюда вошли как люди с жизненным опытом, так и молодежь. Виктор Микулко, к примеру, работал водителем, учителем, заведующим РОНО... В Кылтово трудятся сами члены фонда и привлекаемые ими волонтеры. Открыт специальный расчетный счет. Собранные на нем средства планируется направить на создание в Кылтово детского оздоровительного лагеря, центра реабилитации, богадельни для одиноких и престарелых женщин и инвалидов.

Благотворительную миссию монастырь осуществляет уже много лет в стенах подворья, открытого в Сыктывкаре. Ежедневно сюда за бесплатными обедами выстраивается очередь от 60 до 120 человек. Игуменья Стефанида почти всегда лично в городских магазинах покупает хлеб – около 12 буханок, нередко сама и готовит, и прислуживает за столом. Ее наблюдения о подопечных – это своего рода социологическое исследование.

«Принято считать, – рассказывает матушка Стефанида, – что за бесплатными обедами приходят лишь бездомные, опустившиеся люди. Это не так. Нередко нужда заставляет стать нашими завсегдатаями и обыкновенных пожилых горожан, а еще студентов. Бывает, у нас обедают сельчане, приехавшие в город по делам и не рассчитавшие своих скромных средств. За 12 лет, как мы начали предлагать бесплатные обеды, уже сменилось четыре категории бездомных. Очутившись на улице, человек выдерживает от силы года три. Сколько их через нашу столовую прошло... Одни умерли скоропостижно, другие замерзли, третьих убили. За тех, чьи имена знаем, мы молимся. Наша давняя мечта – устроить при монастыре богадельню. Не только давать бесплатные обеды, но и ухаживать за немощными, попавшими в переплет людьми, исцелять их духовно».

Пока в Кылтово малолюдно и тихо. Но несколько раз в месяц сюда уже стабильно наведываются экскурсанты. Если первые группы паломников и волонтеров в Кылтово приходилось набирать через интернет, то теперь график посещения монастыря расписан на месяц вперед. Большое мероприятие здесь планируется провести 27 сентября в честь праздника Воздвижения креста и 15-летия со дня возобновления деятельности Кылтовского монастыря. Центральное место в праздновании займет освящение креста на территории монастыря. Он будет установлен на том самом месте, где возвышался до революции. Определить эту точку удалось, объединив усилия монастырских насельниц и членов фонда «Воздвижение креста».

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Банковские реквизиты фонда «Воздвижение креста»:

Расчетный счет 40703810600060000015 в Филиале КБ «Роспромбанк» (ООО) в г.Сыктывкаре

БИК 048702731

к/с 30101810500000000731 в ГРКЦ НБ Респ. Коми Банка России г.Сыктывкар

ОГРН 1027739091280

ИНН 7724192564

КПП 110102001

ОКПО 40819841

ОКВЭД 65.12

При перечислении средств в поле «Назначение платежа» указать «Благотворительные пожертвования».

Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Русской Православной Церкви /Сыктывкарская и Воркутинская Епархия/

  • Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово.
    Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1
  • e-mail:
  • 88(212) 312837, 88(2139) 27-909
  • Я принимаю Яндекс.Деньги