Кылтовский монастырь

Фонд «Воздвижение креста»

Найдены артефакты в Кылтово

В поисках прошлого (сентябрь 2014) » Официальная информация » О нас пишут »

Студенческий лагерь «Добрые побуждения» вот уже несколько лет вносит вклад в возрождение Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря в Княжпогостском районе. О том, какое большое дело сделали молодые волонтеры в этом году в рамках экспедиции в Кылтово, посвящен сегодняшний выпуск нашего медиа-проекта «Благовест». 

Знаковые раскопки

 

– Экспедиция «Добрые побуждения» проведена с августа по ноябрь в рамках реализации нашим лагерем проекта «Коми. Регион добрососедства», – пояснила «Красному знамени Севера» руководитель лагеря и идейный вдохновитель всех его проектов Наталья Ширяева. – Мы, а это более полусотни молодых волонтеров, изучили архивные данные, провели поисковые работы на территории монастыря. К благому делу были подключены на легкие виды работ воспитанники детдома из Емвы.

Поисковая деятельность направлена на обнаружение исторических мест и артефактов для восстановлении архитектурного ансамбля монастыря. В том числе – собора соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия. Здание является памятником архитектуры Коми.

Молодежь во время раскопок очистила от мусора и хлама Святые ворота, так что открылся вид на старую монастырскую дорогу. Раскопан фундамент монастырской стены, на том же месте она будет возводиться заново. Кроме того, ребята искали фундамент утраченного храма Стефана Пермского с колокольней.

– Место фундамента нашли. Но, скорее всего, храм стоял на камнях. Они разбросаны рядом. Местные жители рассказали, что камни тракторами в свое время разносили в разные стороны, чтобы на том месте сделать огороды для сельчан. Сейчас там, где был храм, – тоже огород. Но уже монастырский.

Судя по небольшому количеству камней, жители что-то себе забрали, видимо, в хозяйственных нуждах…

 

«Кылтовское дело»

 

архивы, участники экспедиции восстановили информацию уцелевшие Изучая о 50-ти монахинях и рясофорных послушницах монастыря в период 1912 – 1914 годов. Выяснены подробности событий 1918 года, когда монастырь по решению большевиков закрыт. 84-летняя игуменья Филарета скончалась. Из Ее руководителем сельхозкоммуна. монахинь и послушниц была организована Андреевна Дьячкова). (Афанасия избрана монахиня Ермогена

– В 1923 году коммуна распущена, коммунарки выселены из Кылтово. Несколько человек поселились поблизости от монастыря в деревнях Ляли, Серегово, Половники, – отметила собеседница газеты. – Они поддерживали связь друг с другом и вели монашеский образ жизни. В 1932 году эта группа арестована, им предъявлено обвинение в создании подпольного монастыря и антисоветской агитации. Спустя год некоторые из арестованных по «Кылтовскому делу» освобождены, остальные отправлены в ссылку на три года. После отбытия наказания Афанасия Андреевна Дьячкова переехала в Половники. Другие бывшие насельницы вернулись в родные места, служили псаломщицами и сторожихами в церквях. Многие из них были репрессированы. контрреволюционная агитация. Им вменялась

 

Устранить «белые пятна»

 

Молодые добровольцы этим летом и осенью вели раскопки лагерной больницы (функционировала в 1930-ых) и других утраченных объектов обители, а также инфраструктуры на ее территории в эпоху репрессий.

оказались успешными хотя бы потому, что дали ответы работы Поисковые на некоторые из многочисленных вопросов об истории монастырского комплекса, а также послужили стимулом к дальнейшему изучению прошлого на предмет ликвидации «белых пятен».

– К примеру, мы выяснили важную деталь. Сельчане предполагают, что одна из ям недалеко от монастыря, ближе к реке – это, возможно, выход из подземного хода. Мы продолжим копать его следующим летом. Для больших архитектурных комплексов считалось за норму оборудовать подземные ходы.

Возможно, это был более быстрый способ добраться до какой-то местности. Есть предположения, что подземный ход протянут до реки Кылтовки и до села Серегово (так утверждают старожилы этой местности). Подземный вход начинается с места возле собора. В 1980-ых жители его закрыли, потому что там играли в прятки дети и погибали, пропадая, домашние животные (в частности, кошки).

Участники экспедиции обнаружили, что место, где начинается вход в подземный ход, сейчас обваливается (возле собора) и может повлиять на его разрушение. Поэтому его необходимо вскрыть.

– Да и любопытство распирает: что же там под землей? Может быть, там оставлено 100-летнее послание нам, потомкам… – резюмировала руководитель экспедиции. – Актив лагеря «Добрые побуждения» планирует вскрыть асфальт и залезть в этот подземный ход. Но для этого нужна мужская сила. Это миссия, которую нам предстоит выполнить в будущем году.

Кстати

 

Отчет об итогах молодежной экспедии содержит не только свод проделанной титанической работы и фоторепортаж, а также картины Кылтовской обители, написанные участниками лагеря , но и сканы уникальных архивных документов:

  • фрагмент плана карты монастыря и сельхозобщины с дорогой на кирпичный завод (1921 год);
  • эпизоды периода размещения в монастыре сельхозлагеря;
  • карта заключенного и акт о смерти священномученика Анатолия;
  • поклонный крест на кладбище, где хоронили заключенных Кылтовского лагеря;
  • кладбище, на дальнем плане за Банным ручьем которого – возможное место захоронения Митрополита Одесского и Херсонского Анатолия (он канонизирован как местночтимый святой Херсонской Епархии Украинской православной церкви, причислен к лику Святых новомучеников и исповедальников Российских);
  • фото основателя монастыря Афанасия Васильевича Булычева (опубликовано впервые!).

 

К слову

 

Одна из святых этой северной обители – преподобномученица Елисавета (Елизавета Александровна Ярыгина).

Она родилась в 1879 году в деревне Софроновская Яренского уезда Вологодской губернии. С малых лет была послушницей в Кылтовском монастыре. Пострижена в монахини в 1918 году. После закрытия монастыря в 1918 году монахини создали Крестовоздвиженскую трудовую сельхозобщину, где продолжали жить по монастырскому уставу.

Елисавета состояла в общине до 1923 года, когда она была закрыта. В 1930-ых жила в селе Вильгорт Сыктывдинского района, где с 1935 года служила псаломщицей при Сретенской церкви.

Арестована 4 августа 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, распространению слухов о скором развале колхозного строительства и советской власти. Тройка при УНКВД Коми АССР 10 сентября 1937 года по ст.58-10 УК РСФСР приговорила задержанную к высшей мере наказания. Монахиня расстреляна 12 сентября 1937 года в Сыктывкаре.

Преподобномученица монахиня Елисавета канонизирована в августе 2000 года. По представлению Сыктывкарской Епархии причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

 

Подготовила Ярослава ДЕРКАЕВА (по материалам молодежного лагеря «Добрые побуждения»)

 

http://www.kzsrk.ru/news/5634/

Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Русской Православной Церкви /Сыктывкарская и Воркутинская Епархия/

  • Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово.
    Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1
  • e-mail:
  • 88(212) 312837, 88(2139) 27-909
  • Я принимаю Яндекс.Деньги