Кылтовский монастырьФонд «Воздвижение креста» |
|
|
История монастыряПодать записку » История монастыря »
История основания Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря началась с поездки Архипастыря Великоустюжского Иоанникия, который отметил, что на протяжении тысячи верст Зырянских Земель нет ни одной женской обители, хотя набожность Зырян очевидна: почти в каждом населенном пункте имелись церковь, Часовня, Крест. Были желающие уйти в монастырь, имелась нужда в обучении девочек грамоте, ремеслу и домоводству. После длительной переписки, по экономическим вопросам, было дано благословление на основание женского монастыря. Место выбрано Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Большая Ель, где подвизался пустынник Василий Пестерев, житель села Ляли, у сооруженного им Креста возле избушки. В 1826 году охотник у села Серегово, расположенного в 15 верстах от пустыньки, увидел свет вдалеке и пришедши свидетельствовал, что свет исходит от Креста. Крест оказался чудотворным и с тех пор у Креста получали исцеление от многих болезней. Пустыньку нарекли Крестовым Станом. Купец Калашников жертвовал на основание обители 2500 десятин (около 3 000 га) своей земли. Архангелогородский купец Первой гильдии Афанасий Васильевич Булычев, владелец Сереговского солеваренного завода, взял документально обязательство построить монастырь и богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами, финансировать ежегодно 3000 рублей. Открыл счет в Вологодском банке и положил ценную бумагу, достоинством 17500 рублей, чтобы на проценты содержать священников. К 1894 году был построен кирпичный завод, два храма: преподобных Зосимы и Савватия и Стефана Пермского с колокольней и богатой библиотекой с духовной святоотеческой литературой в 1000 томов. Построен кирпичный сестринский корпус с двумя деревянными двухэтажными пристройками; два двухэтажных деревянных дома священников; гостиница; избы для рабочих; амбары; скотные дворы; конюшни; каретник; мастерские: гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. Из Шенкурского монастыря привезли несколько монахинь: одна из них Филарета была возведена в сан Игумении и стала первоосновательницей монастыря. Монастырь освоил передовые технологии ведения сельского хозяйства и будучи образцом в выращивании зерновых, овощных, фуражных культур и высокоудойных коров-удорок, помогал близлежащим хозяйствам осваивать передовые урожайные технологии, снабжал телятами. В монастыре воспитывались до пятидесяти девочек, обучались грамоте, рукоделию, домоводству. В Богадельне получали уход и заботу двадцать престарелых людей. Ежегодно выдавалось более 10 000 благотворительных обедов. Монастырь был обнесен кирпичной стеной, на въезде сооружена кирпичная арка, надвратная Церковь, сторожевые помещения. К 1912 году был построен кирпичный Собор преподобных Зосимы и Савватия, необычайной красивой архитектуры в византийском стиле, пятиглавый, 38 метров в высоту с уникальным тепловым отоплением от калориферной печи, расположенной в подвале; печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Отбираемый теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, создавая комфортные условия внутри 28метровой высоты здания храма, украшенного 11метровым резным дубовым иконостасом с писанными высоким мастерством иконописцем, украшенные серебром, золотом и бриллиантами. В 1918 году монастырь упразднили. По слезным прошениям, насельниц оставили как сельхоз общину, по причине образцового ведения хозяйства. Все материальные ценности забрали, Кресты, колокола, церковную утварь тоже забрали, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, старица 84 лет Игумения Филарета, не перенесла надругательств над обителью, скончалась, похоронена с левой стороны Алтаря Собора преподобных Зосимы и Савватия. Игуменией стала монахиня Ермогена. В 1923 году поступил донос, что насельницы не оставили молитву. И грянули рецессии: монахинь судили, сослали на Соловки - там есть памятная дощечка на камерах, где отбывали наказание Кылтовские монахини. Одна монахиня Елизавета Ярыгина расстреляна, ныне причислена к лику святых новомучеников земли Коми просиявших. Кто уцелел, рассеялись по затерянным селам, избушкам. Игумения Ермогена с восемью сестрами поселилась в селе Половники. Жители свидетельствуют благочестивую жизнь монахини, зарабатывающих на жизнь рукоделием, шитьем одеял и других бытовых вещей. Жители свидетельствуют о чудесах, по молитвам Игумении Ермогены: прекращение пожара после обхождения с иконой и молитвой горящего дома; ликвидацию затора льда у моста в половодье по молитве Игумении Ермогены и крестного знамения. За месяц до упокоения Игумении Ермогены по реке против течения приплыл Чудотворный монастырский Крест, и не кто не мог его взять пока не пришла Игумения Ермогена, сотворила молитву, сказала: «За мной послали. Поставьте на моей могиле до времени». Так и стояли на могилке Игумении два Креста, до 1995 года, 30 лет. В 1923 году монастырь вселили детей детских колоний и оставались они там до 1929 года. Затем детскую колонию расформировали. В монастырь вселили две тюрьмы: мужскую и женскую. Собор разбили на четыре этажа, тепловые каналы залили бетоном, во избежание побегов. Сестринский корпус тоже сделали тюрьмой. Много заключенных похоронено на кладбище. Здесь похоронен, в бумажном облачении, Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк, богослов, причисленный к лику святых. В 1954 – 1955 годах тюрьмы упразднены, на базе хозяйств образовали колхоз. Собор использовали как клуб, столовую, склад цемента. Были разрушены купола, водостоки, крыша. Здание Собора разрушалось: сгнили стропила, перекрытия, разрушался кирпич, снята стяжка и собор под угрозой развала. |