Пармская обитель
http://www.tribuna.nad.ru/modules/news/article.php?storyid=6689
В Кылтовском монастыре исцеляют тело и спасают душу
В этом году исполняется 15 лет со дня возрождения Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря.
Превращенный в эпоху советского безбожия в тюрьму старинный женский монастырь вернули православной церкви только в 1995 году. А в начале этого года монастырь чуть было не закрыли из-за нарушений противопожарной безопасности в старинных зданиях. Страсти накалялись, монашек собирались уже выселять из келий, но потом монастырь удалось привести в «пожаробезопасный» вид, и обитательницам монастыря разрешили остаться.
Миряне посещают монастырь с разными целями. Кто-то помолиться Богу, кто-то прикоснуться к истории, а кто-то в надежде на чудо исцеления. Ведь в монастыре есть чудотворные иконы. В один из летних дней в Кылтово побывали и мы.
Монастырь, расположенный на невысоком холме у вымской речки Кылтовки, окружен непроходимой пармой. Из Сыктывкара можно добраться до этого места за полтора-два часа. Ехать нужно по Ухтинской трассе на север и около Серегово повернуть направо. А потом по безлюдной дороге – еще 15 км.
Булычев и другие
Вопрос об устройстве православного женского монастыря в Коми крае был поднят в 60-х годах позапрошлого века. В Сольвычегодском, Никольском, Яренском и Усть-Сысольском уездах, то есть на тысячу верст вокруг, не было ни одной женской обители. Поэтому много зырянок подвизалось в весьма отдаленных монастырях, которые и без того были переполнены.
Монастырь в Кылтово появился благодаря хлопотам и денежным пожертвованиям устюжского мещанина Ивана Калашникова и архангельского купца первой гильдии Афанасия Булычева. Последний сыграл особую роль в деле строительства монастыря, его по праву называют основателем Кылтовской обители. Будучи сыном крестьянина, этот человек стал одним из самых богатых людей России. При этом он охотно помогал церквям и монастырям.
В Кылтово на средства Булычева были построены не только все здания, включая церковь с прекрасным иконостасом и драгоценною ризою на иконе Божией Матери Троеручицы, но и проложена хорошая грунтовая дорога до ближайшего села Серегово.
Но в ту пору деньги решали не все... Несколько лет купец лично обращался в министерства, епархии, суды, слал многочисленные письма с просьбой официально утвердить открытие Кылтовского монастыря.
И только в апреле 1894 года Святейшим Синодом был принят указ «об учреждении Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским, с богадельнею при нем». Устройству монастыря способствовал также некий анонимный благотворитель, пожертвовавший 15 тысяч рублей.
Основателю Кылтовского монастыря не довелось увидеть, что сталось с обителью в ХХ веке. В 1902 году 75-летний Афанасий Булычев поселился в Соловецком монастыре, где принял монашество и вскоре скончался.
Столб света
Первоначально предлагалось устроить монастырь в Усть-Выми или в Вотче. Но построили монастырь на том месте, где был обнаружен большой деревянный крест, излучавший столб света. По преданию, этот крест еще в начале XIX столетия воздвиг проживавший в отшельничестве на берегу речки Кылтовки пустынник Василий Пестерев. Он утонул в Выми, но место, где он жил, сохранило название «крестовый стан». Поэтому и монастырь назвали Крестовоздвиженским. Чудесный крест впоследствии был богато украшен серебром и драгоценными камнями, через него происходило множество исцелений по молитвам верующих.
Еще до приезда первых монахинь из Шенкурского монастыря были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный Гостиный дом и хозяйственные постройки, расчищено и засеяно хлебом около 20 десятин земли, привезен кирпич для постройки жилого корпуса и церкви. В 1911 году обитель владела 44 постройками, в том числе смолокуренным, гончарным и соляным заводами, золотошвейной и иконописной мастерскими.
Разорение обители
Монастырь процветал до тех пор, пока не грянула революция. В 1918-м Кылтовский монастырь был закрыт, первая игуменья Филарета приняла мученическую смерть.
Уцелевшие насельницы организовали сельхозкоммуну, которую возглавила новая игуменья Ермогена. Но в 1923 году коммуна была распущена, а затем монахинь выгнали из Кылтово. В это же время бесследно исчез и чудотворный крест.
Часть монахинь поселилась в деревне Половники. Считается, что именно здесь, на могиле последней настоятельницы, и был установлен тот крест, который указал место основания монастыря. Говорят, его принесло в Половники течением реки.
Игуменья Ермогена была объявлена руководителем «подпольной антисоветской церковной организации» и осуждена. Она дожила свой долгий век в деревне Половники вместе с несколькими бывшими монахинями, ведя строгий монашеский образ жизни.
В сентябре 1923 года на территории монастыря была организована детская трудовая колония, а в 1924-м – детский дом, куда привезли воспитанников из восьми детдомов Коми и всех пойманных беспризорников. В лесной «республике ШКИД» одновременно воспитывалось более двухсот ребят.
В 1930 году монастырь был передан Усть-Вымлагу. В главном храме монастыря устроили тюрьму. Храм освободили от заключенных только в 1956 году. После этого он почти 40 лет служил клубом для местных жителей.
Крест чудотворный
Летом 1995 года началось возрождение монастыря силами нескольких монахинь во главе с новой игуменьей матушкой Стефанидой. Удивительным образом перед престольным праздником Воздвижения в монастырь возвратилась главная монастырская святыня – чудотворный крест.
Среди строителей-волонтеров был журналист православной газеты «Вера» Евгений Суворов. Заинтересовавшись историей монастыря, он прочитал в «Вере» за 1993 год статью Анатолия Сакова, где рассказывалось о том, как в 1965 году в возрасте 95 лет почила последняя кылтовская игуменья. Суворова осенила догадка, что крест на могиле м. Филареты, возможно, и есть главная монастырская святыня – поскольку Кылтовский монастырь стоит на речке Кылтовке, впадающей в Вымь, а Половники расположены ниже по течению. Он поделился своими соображениями с матушкой Стефанидой, и та, в свою очередь, передала эту новость отцу Максиму Савельеву, в то время окормлявшему монастырь.
Они отыскали в Половниках могилку матушки Ермогены. Здесь стоял большой деревянный крест. Это и была главная монастырская святыня. В дошедшем до наших дней описании говорилось, что крест был сделан из лиственницы, без единого гвоздя. Так оно и оказалось. Крест был искусно украшен серебром и самоцветами. Следы от этих украшений остались в виде большого количества маленьких гвоздиков, повсюду вбитых в перекладины креста. Так игуменья и по смерти сохранила главную монастырскую святыню. Чудотворный крест был возвращен в монастырь.
Уже в наши дни по молитвам перед крестом произошло несколько исцелений от тяжких недугов. В монастыре также находится чудотворная Феодоровская икона Божией матери, через которую верующие женщины получают исцеление от бесплодия и помощь в родах.
Останки матушки Ермогены также были возвращены в монастырь. Однако до наступления холодов перезахоронить их не успели, и было решено на зиму оставить их в ризнице храма. Когда сестры внесли мощи в храм, то одновременно здесь замироточило множество икон. Мощи матушки Ермогены перезахоронены в часовенке на монастырском кладбище.
Остров в океане
В лучшие годы число обитательниц монастыря доходило до двух сотен, сейчас в 10 раз меньше.
Условия жизни в монастыре сейчас не менее суровые, чем сто лет назад. По словам матушки Стефаниды, в 1995 году их привезли в разрушенный монастырь и выдали на обзаведение хозяйством семь матрасов и несколько ведер. Поначалу сестрам пришлось спать в неотапливаемой церкви. «Утром от холода проснешься, – вспоминает одна из первых насельниц обители, – на стенах изморозь, а на полу мыши замерзшие. Их веничком – на совок и в мусор». Затем удалось освободить от «мирян» двухэтажный корпус, и сейчас монашки могут отапливать свои кельи.
Однако на территории монастыря осталось еще несколько жилых домов, выстроенных в советское время. Те жители Кылтово, кому взамен домов за монастырской стеной за счет республики предоставили новое жилье в Емве, отдали квартиры своим родственникам, а сами остались на обжитом месте.
Отношения между монахинями и «аборигенами» складываются напряженно, особенно летом, когда в Кылтово приезжают дети и внуки сельчан. Подростки сквернословят и пьянствуют. Бывали случаи и воровства – несколько раз вскрывали кладовые с продуктами. Матушкам, конечно, не справиться с хулиганами. Несколько лет назад в рождественские праздники в монастырь на машинах приехали крепкие молодые люди, вынесли два десятка самых старинных и дорогих икон и укатили в направлении, до сих пор неизвестном милиции. Хорошо еще, говорят сестры, что храм не осквернили и ничего не порушили.
С каждым годом местных жителей становится меньше (здесь нет ни школы, ни больницы, ни магазина), и, видимо, скоро монастырь станет совсем уединенной обителью, островком спасения избранных Богом людей.
На месте храма –
пустырь
Сегодня главная проблема обители – это то, что застопорилось восстановление храма Зосимы и Савватия. Его ремонт идет уже не первый год, но пока неизвестно, когда он завершится. Кстати, из 44-х прежних построек остались лишь этот храм, сестринский корпус и часть опоясывавшей монастырскую землю кирпичной стены. На месте храма Стефана Пермского – пустырь.
Тем не менее, в Сыктывкаре на Октябрьском проспекте вблизи Мичуринского парка действует подворье Кылтовского монастыря. Все желающие могут посетить там храм Воскресения Христова, а люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и не имеющие хлеба насущного, – и бесплатно пообедать. Матушки кормят обедами приходящих на подворье бомжей, невзирая на нехватку средств на возрождение монастыря.
Наталия ЕВСТИФЕЕВА. /13.08.2010/